Разновидности электромоторов для велосипеда.

Разберем три типа моторов для электровелосипедов.

  1. Редукторное мотор колесо
  2. Мотор колесо прямого привода
  3. Мотор колесо кареточного типа.

Редукторное мотор колесо

 
 
Редукторное мотор колесо ставится вместо передней или задней втулки и передает крутящий момент через редуктор, находящийся внутри мотора непосредственно на само переднее или заднее колесо. Редуктор дает возможность "обходить" естественное торможение на двигателе подобного типа при отсутствии напряжения на его обмотках. Если проще, то при отпускании ручки газа этот мотор не тормозит как мотор прямого привода, а продолжает легко вращаться. Велосипеды с таким мотором имеют хороший накат, и у них практически отсутствует сопротивление вращению педалей, а значит иметь такой двигатель на своем велосипеде лучше человеку, который любит крутить педали, и которому хватает мотора мощностью до 1000 Ватт.
Плюсы такого мотора:
  1. Хороший крутящий момент
  2. Экономичный
  3. Хороший накат
  4. Возможность использовать велосипед с таким мотором по прямому назначению, то есть попросту крутить педали
  5. Удобно пользоваться системой помощи педалям, которая на прямом приводе бессмысленна
  6. На мощность до 500Вт включительно не нужны усилители дропаутов, что намного упрощает установку и демонтаж колеса в случае ремонта покрышки, камеры и т.п.

Вообщем этот мотор для тех, кто хочет иметь велосипед с мотором, а не скутер с педалями. Но есть и минусы владения таким мотором это:
  1. Менее надежный конструктив (не существенный) по сравнению с мотором прямого привода по причине наличия шестерен и фривила
  2. Не большая возможность превышения номинальной мощности, максимум в 1,5-2 раза по причине быстрого износа шестеренок редуктора которые не предназначены на такую мощность и перегрева обмоток.
  3. Такие моторы выпускаются с ограниченной мощностью, как правило не превышающую 1 кВт

Требуется периодически (где-то раз в 15 000 км.) менять шестерни редуктора и раз в три года их смазывать (если пробег менее 1500 км в год, то раз в 5 лет). Многие откатали по пять сезонов без замены и смазки и никаких проблем не возникало. Стоят такие шестерни у нас от 800 за комплект и заменить их не составит большого труда и самостоятельно, так же как и смазать, а если Вы с техникой на Вы, то мы за пару часов сделаем замену и смазку ваших шестерен.
 
 

Двигатель прямого привода (Директ Драйв)

Это мотор, который как и редукторный устанавливается вместо втулок переднего или заднего колеса. Он отличается от редукторного простой конструкцией и имеет только ротор и статор. Ломаться в этом моторе нечему, разве что иногда (очень редко) может понадобится сменить подшипник. Внешне он имеет бОльший диаметр по сравнению с редукторником и такой же бОльший вес. Мощность таких двигателей начинается от 500 Вт и может достигать до 6 кВт. Такие моторы можно нагружать в четыре раза превышающей его номинал мощностью, не боясь его поломки. Правда достигается это повышением напряжения, большого повышения тока стоит остерегаться по причине быстрого перегрева обмоток мотора и выхода его из строя. Такие моторы устанавливают те, кто любит кататься на электрической тяге не применяя собственных усилий, по простому пользоваться велосипедом как скутером и не более того.

Плюсы таких моторов это:

  1. Простая неубиваемая конструкция, в которой ломаться просто нечему (это относится только к качественным моторам, у некоторых дешевых марок отклеиваются магниты, расположенные по всей окружности, это может привести к заклиниванию мотора, если отклеившийся таким образом магнит попадет в небольшой зазор между ротором и статором. Такой казус может привести к сильной аварии в зависимости от той скорости, с которой вы будете передвигаться
  2. Возможность нагружать такие моторы превышающей в 4 раза их номинала мощностью, правда только во время ускорения, то есть кратковременно, в гору так нагружать запрещено по причине быстрого перегрева и выхода из строя
  3. Есть моторы больших мощностей, которые могут разгонять ваш велосипед (который больше похож уже на спортивный скутер) до 100 км/час и более того, правда более уже будет мотоцикл
  4. Не требуют смазки и обслуживания

Много у такого мотора и минусов это:

  1. Большой вес (например вес 500 ватного около 6,5 кг относительно такой же мощности редукторника 3,5 кг)
  2. Плохой накат, что влияет на экономичность
  3. Массивный вид (диаметр 500 Вт - 242 мм по сравнению с 158 мм редукторника)
  4. Не выпускаются моторы мощностью ниже 500 Ватт
  5. Крутящий момент меньше чем у редукторных моторов аналогичной мощности, поэтому такой мотор хуже чем редукторный справляется с холмистой местностью и крутыми подъемами, но зато скорость на столько же выше, насколько ниже тяга.
  6. Директ Драйв больше подходит для равнин.
  7. Подходят больше на усиленные велосипеды с усиленными дропаутами
  8. Требуются усилители дропаутов велосипеда, иначе их легко сломать, тем более при использовании режима рекуперации.

По простому такие моторы подходят больше для скутеров чем для обычных велосипедов (за исключением 500 ватного мотора) и использовать их на обычных, пусть даже на дорогих велосипедах менее рентабельно, чем использование компактных редукторных моторов. Да к тому же сотрудники ГАИ будут требовать от таких велосипедистов права, это еще один минус. Часто при использовании рекуперации (торможения двигателем), мотор выламывает не усиленные усилителями дропауты.
 

Третий тип электромоторов для велосипеда это кареточный тип.

Кареточный мотор устанавливается в каретку велосипеда и передает крутящий момент колесам через большую звездочку и цепь, то есть так же, как передается крутящий момент при вращении педалей велосипедистом.

Плюсы по сравнению с мотор колесом от установки этого мотора на велосипед:

  1. Отличная развесовка велосипеда поскольку он устанавливается ровно по центру.
  2. Управляющий контроллер установлен в одном корпусе с мотором и хорошо охлаждается при движении, поскольку имеет внешний радиатор.
  3. Провод всего один и влагозащищен.
  4. Возможность гибкого управления как крутящим моментом, так и скоростью, а достигается это простым переключением велосипедных передач. По сути кареточный мотор может быть одновременно тяговым и высокоскоростным.
  5. Использование в работе двигателя велосипедных передач, так же влияет на разряд батареи. Задним переключателем велосипеда можно гибко регулировать передаточное число трансмисии, для минимального расхода емкости батареи.
  6. Возможность установки комплекта на любые, даже не подходящие для мотор-колес велосипеды, с сохранением большей части родной трансмиссии. Это относится к дорогим велосипедам и велосипедам на 27,5 дюймовых колесах имеющих 32 спицы (у мотор- колеса 36 отверстий).
  7. Имеет небольшие размеры и вес

Но этот мотор, не смотря на его плюсы, имеет и ряд недостатков по сравнению с мотор колесом:

  1. Самый главный это большая цена, его стоимость выше аналогичного набора мотор колеса на 30%.
  2. Если моторы, которые устанавливаются вместо втулок прямо в колеса (мотор колесо), берегут велосипедную трансмиссию (цепи, звездочки и систему переключения передач), то эти моторы наоборот способствуют быстрому изнашиванию последних.
  3. Этот двигатель плохо защищен от ударов и попадания на него грязи и воды, которая летит на него из под переднего колеса. Правда он не задевает стандартные бордюры при заезде на них, поскольку установлен чуть ниже передней звездочки, поэтому в, первую очередь, удар придется на звезду, а не на мотор.
  4. Более сложный конструктив чем конструктив мотор-колеса, а потому менее надежен и сложен в ремонте (из формулы чем проще, тем надежней). Естественно, этот минус только в сравнительных категориях одного и того же производителя и кареточного мотора и мотор колеса.

В общем на наш взгляд и по нашему опыту использования электровелосипедов, лучшей альтернативы для обычного велосипедиста, чем редукторный мотор (кареточный мотор тоже редукторного типа), нет и пока не придумали. Поэтому наш выбор пал именно на эти неприхотливые моторы, которые при должной экплуатации и не превышению более чем в два раза их номинальных мощностей, прослужат очень долго верой и правдой своему хозяину, остается только определиться на какую ось, заднюю или переднюю, его установить, или доплатить и установить в каретку, но об этом в следующей статье.